Каталог статей /

Традиционные верования финнов :: Представления о душе, смерти и загробной жизни

Традиционные верования финнов · Космогонический миф и представления об устройстве мира · Представления о душе, смерти и загробной жизни · Финский языческий пантеон · Официальный сайт · Видео «Традиционные верования финнов»


Душа

Представления о душе человека у финнов-язычников были весьма сложными и своеобразными: они считали, что душа состоит из трёх независимых элементов под названиями хенки, луонто и итсе.

  • «Хенки» (фин. henki «жизнь», «дыхание», «дух», в некоторых случаях «пар») — это жизненная сила человека, проявляющаяся в дыхании, биении сердца, тепле тела. «Хенки» появляется еще до рождения и покидает человека в момент смерти.
  • «Луонто» (фин. luonto «природа») — это дух-защитник, «гений» человека, в некоторых случаях называемый его «покровителем» (фин. haltija). Считалось, что волевые, сильные духом или иным образом одарённые люди обязаны этими качествами своему «луонто». Слабому «луонто» можно было придать силу и энергию с помощью магии и ритуалов. «Луонто» мог оставить человека, при том последний не умирал, но в тоже время длительное отсутствие этого духовного элемента могло стать причиной серьезных проблем, к примеру пьянства и других пагубных пристрастий. В отличие от «хенки», «луонто» приобретался не до рождения, а во время имянаречения или в момент появления первых зубов. Именно поэтому новорождённые дети считались особо уязвимыми.
  • «Итсе» (фин. Itse «себя», «сам») — это душа, получаемая в момент рождения или несколько дней спустя. Именно эта составляющая определяла личностные особенности, характер человека. Как и «луонто», «итсе» тоже могло покидать живого человека, но его отсутствие было чревато болезнями и горестями. Подавленное состояние объяснялось, в частности, тем, что человек утрачивал своё «итсе». Если признавалось, что человек потерял «итсе» или «луонто» (становился itsetn или luonnoton), к примеру после ранения или шокирующего события, то шаман или волхв мог попытаться установить место пребывания утраченной души и вернуть её назад. Предполагалось, что с помощью магического воздействия можно намеренно отторгнуть «итсе» от тела. «Итсе» могло покидать тело и появляться в качестве призрака-двойника (фин. etiinen), предвещающего появление человека. В момент смерти человека его «итсе» воссоединялось с душами умерших родственников или, в особых случаях, оставалось среди живых в виде привидения.

Загробная жизнь

Согласно традиционным верованиям, мёртвые живут в Туонеле — подземном или подводном царстве. Жизнь В Туонеле считалась похожей на жизнь в земном мире, поэтому в ходе погребальных ритуалов в могилу к покойнику клали, к примеру, оружие, еду и украшения. Финны верили в идею посмертного воздаяния, считали, что жизнь на земле влияет на жизнь после смерти, например, если человек проводит дурную жизнь на земле, то он будет спать в Туонеле на каменной постели. Ещё в начале 20 века в Карелии почитали души мёртвых , что несколько похоже на отношение православных христиан к святым. Дохристианские религиозные ритуалы, например, оставление еды или питья на могиле у православных карел и восточных финнов, органично вошли в практику общения с умершими. Христианские представления об аде и рае также испытали влияние древних мифологических верований.

Похоронные ритуалы

Представления о смерти отражались в ряде похоронных обрядов, например в ритуальной остановке похоронной процессии на полпути на кладбище для того, чтобы сделать карсикко, как правило на большой сосне. Карсикко служило, с одной стороны, мемориальным знаком для живых, с иной — служило ритуальным напоминанием умершему о его статусе, если вдруг он пробудится и решит вернуться в мир живых. Лес с карсикко служил символической границей между поселением и территорией кладбища. После смерти человека проходил переходный период от 30 до 40 дней, во время которого душа отыскивала путь в Туонелу и находила свое место в ней. Во время переходного периода душа могла общаться с живыми родственниками, навещать их в виде призрака или какого-нибудь животного. Это происходило в том случае, если душа чувствовала себя по тем или иным причинам недовольной или несчастной. Чтобы умилостивить душу умершего, ей нужно было воздать ритуальные почести и не говорить о покойнике плохо. Некоторые души, например души внебрачных детей, не могли найти себе успокоения или не могли быть допущены в Туонелу, и поэтому вынуждены были вечно скитаться в определённых местах, оглашая окрестности криками, до тех пор пока кто-нибудь не совершал над ними особые обряды и не хоронил их тела на кладбище.



Конгресс шаманов и шамановедов Сакральное. 27.06.04

Международный интердисциплинарный научно-практический конгресс "Сакральное глазами "профанов" и "посвященных", ...
2:35 мин.

Видео «Традиционные верования финнов»


  • Russian to English Russian to German Russian to French Russian to Spanish Russian to Italian Russian to Japanese

Информация на сайте из открытых источников. Основа ВикипедиЯ. | Пожалуйста, внимательно прочитайте эту страницу!